|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 1-я
18 декабря 1911 г.


За множеством дел мне не приходится готовиться к беседам, а потому в них нет строгой последовательности, и я напоминаю того нищего, про которого пишет Полонский :


Знавал я нищего: как тень
С утра до ночи, целый день
Он под окнами ходил
И подаяния просил.
Но все, что в день он собирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Таков теперь иной аскет,
Старик уже на склоне лет,
Духовной жаждой изнурен,
От Бога пищи просит он.
И что Господь ему пошлет,
Все с благодарностью берет,
А после делит пополам
С таким же нищим, как и сам.


Действительно, что внушит мне Господь, о том и беседую я с вами, детки мои.
В тяжелое время мы живем. Монашество не отличается прежней строгостью, слабы мы и немощны, а приходится иногда ободрять других. Вот я и нахожусь в таком же состоянии, слабый и немощный, сам требую помощи и утешения, а приходится по долгу моего сана утешать обращающихся ко мне. В Оптину приезжают из мира, который уже не стонет, как прежде, а ревет: приезжают, ища утешения и успокоения. Хотят помолиться, побыть среди этой мирной обстановки, а то, может быть, и батюшка что скажет на пользу, – его послушать. И с помощью Божьей, по вере своей, получают искомое и уезжают умиротворенными.
Нынче множество голосов раздается против монашества. Люди мира сего под влиянием духа зла хотели бы совершенно стереть монастыри с лица земли, но они продолжают существовать под покровом благодати Божией. Труден путь монашеский, но зато он несет с собою такие высокие радости, о которых мирские люди не имеют понятия и ради которых можно позабыть все скорби и тесноту иноческой жизни. Господь сказал: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30) Примеры святых мучеников доказывают нам, что можно соединить два по-видимому противоположных состояния – и страдать, и в то же время блаженствовать.
Вот схватывают исповедников Христовых и требуют отречения от Господа. Они отвечают решительным отказом, а язычники подвергают их тяжким мукам, какие могла только изобрести жестокость человеческая, или, лучше сказать, диавольская. Но среди невыразимо тяжких мучений страстотерпцы испытывают и несказанное блаженство, которое часто увеличивалось с увеличением мук. Отчего это? От того, что со страдальцами находился Сам Спаситель и утешал их. Так и иноки, отрекаясь от всех утешений мира сего, утешаются о Христе и приобретают мир душевный, когда, по выражению Лермонтова: «...и верится, и плачется, и так легко, легко...». Кстати, многие задумывались – про какую молитву говорит здесь поэт:


В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко..
(«Молитва» 1839 г.)


Некоторые предполагают, что Лермонтов говорит здесь о молитве Иисусовой. Думают, что он знал эту молитву и своей поэтической чуткой душой почувствовал силу ее и величие, может быть, начал проходить ее, но сатана взял от него эту молитву, а затем поэт отпал от Бога и погиб безвозвратно. Замечено, что враг больше всего нападает на тех людей, которые молятся именем Иисусовым.
Святые Отцы объясняют это тем, что молитва Иисусова имеет великую силу, способную ввести человека в рай. Конечно, если кто будет проходить эту молитву, а сам вести беззаконную жизнь, то она не спасет его, но если он будет вести жизнь хотя несколько внимательно, то проходя Иисусову молитву, ощутит в сердце своем любовь, мир и радость о Святом Духе.
Но чтобы проходить эту молитву с пользой, необходимо иметь руководителя, без него же легко попасть в сети врага, который вооружается за это на человека целою тучею помыслов. Нападает он и на одесную сторону, и ошуюю. То старается привести человека в уныние, внушая мысль, что спастись невозможно. Начинает открывать перед ним его грехи во всем их безобразии, желая окончательно смутить душу. «Да разве возможно тебе, грешнику, идти по узкому пути, он крайне неудобен, и, находясь на нем, ты ничего не получишь, кроме страдания. Да, наконец, успеешь еще покаяться; насладись жизнью, сойди пока на удобный путь: видишь, все им идут, зачем тебе выделяться?»
Но если человек не слушает вражеских советов, то он начинает нападать справа. «Вот какая ты хорошая, далеко не такая, как другие, они – что, погибшие грешники, а ты спасенная, все у тебя прекрасно, ты достойна за святую жизнь свою божественных видений и откровений». Горе человеку, который поверит врагу, но распознать его козни бывает иногда очень трудно, а отсюда как важно, как необходимо иметь духовного руководителя.
У нас в Скиту сохранился древний обычай: каждый день вечером приходить к Старцу на благословение и откровение помыслов. К сожалению, этот святой обычай почти во всех других монастырях оставлен. А между тем, враг за день столько наплетет, что иноку и распутать трудно, а придет он к своему Авве, расскажет все, тот его наставит, утешит, и сети врага разорвутся легче паутины. Диавол трепещет не только человека, идущего к Старцу для откровения помыслов, но бежит даже от его тени. Есть прекрасная книга Аввы Дорофея , в которой объясняется, как важно в деле спасения духовное окормление. Кто обо всем советуется со старцем, тот легко спасается; жаль только, что в настоящее время люди как бы совсем это позабыли, особенно в миру. Там даже исполнение каких-либо религиозных обрядов, например, хождение в церковь, соблюдение постов, считают занятием только женщин, да и то более простых, чем интеллигентных.
Но наука нисколько не противоречит религии. Я знал профессора Казанского университета, астронома Дубяго , который при обширном образовании был глубоко религиозным человеком. Каждый день он ходил в церковь к ранней обедне, затем заходил в ресторан чай пить, а потом уж шел на лекции. Он был ревностным защитником Православия, искренне убежденный в его истине. Все великие ученые были людьми верующими: Про знаменитого Ньютона известно, что он снимал шляпу, когда произносил имя Божие. А что теперь мы видим? Огромное число людей православных равнодушны к религии, а всевозможные секты: пашковцы, баптисты и т.д. открыто провозглашают свое лжеучение и увлекают к себе неразумных, вырывая из ограды церкви Христовой.
Но есть враги еще более опасные. Открытые безбожники и сектанты, по крайней мере, не маскируют себя, и всякий знает, с кем имеет дело. Гораздо опаснее лжеучители, прикрывающиеся личиною Православия. Сегодня был у меня вторично один профессор Духовной Академии. В первый раз он приехал недели две тому назад в неканикулярное время, чем очень удивил меня:
– Я к вам, батюшка, по важному делу, – сказал и затем сообщил следующее:
В Петербурге уже несколько лет тому назад появился лжеучитель под именем какого-то братца Ивана ; он проповедует открыто, и с каждым годом круг его слушателей все увеличивается. К нему идут далеко не одни простые люди, но и много людей интеллигентных. Беседует он часто в Михайловском манеже, который может вместить не одну тысячу слушателей. Этот братец Иван называет себя православным, но учение его далеко от православия. Между прочим, он вооружает людей против законной власти, называя, например, одного епископа исчадием ада, слугою антихриста. Если бы этот епископ собором святителей был лишен сана, то его можно было бы называть сыном антихриста, но пока он имеет сан, на нем почивает благодать Святого Духа, ради которой мы обязаны чтить его. Если бы даже епископ вел порочную жизнь, то и тогда благодать Божия изливается через него на верующих.
Все знают громоотвод? Ну, какая корысть в металлическом шесте? А между тем он предохраняет здание от разрушения, так как является проводником электричества, которое через него уходит в землю. Так и всякий епископ является проводником Божественной благодати. Все эти самозванные учителя таковы: начнут как будто и по-православному, а затем ввернут такое слово, которое совершенно противно учению Христову. Но что всего печальнее, что наш известный миссионер, поборник православия архимандрит Арсений  стоит на стороне этого лжеучителя.
– Что скажете вы на это, батюшка? – спросил меня профессор, – как вы отнесетесь к этому? Я приехал благословиться у вас поехать в Крым, где живет теперь архимандрит Арсений, лечась от болезни, которою он страдает уже пятый месяц; что мне передать ему от вас?
Я встал на колени перед образом Нерукотворенного Спаса со словами: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего священноархимандрита Арсения и имиже веси судьбами вразуми его и обрати от заблуждения». Затем, обратясь к профессору, сказал:
– Передайте, что грешный Варсонофий встал на колени, моля Бога, чтобы Он обратил его от заблуждения.
– Так и сказать?
– Так и скажите.
– Но что будет от этого?
– Что будет? А помните вы, что когда Богдан Хмельницкий предложил на раде собравшимся казакам перейти в подданство Москве, то мнения разошлись. Одни соглашались, другие противоречили: «Что тогда будет с Молороссиею? Она совсем потеряет свою самостоятельность! Польша слабее Москвы, затем нас с ней разделяет религия, а с Москвой мы совершенно сольемся». На это Богдан Хмельницкий ответил: «Буде, что буде, а буде то, что Бог даст». Его слова имели решающее значение, и Малороссия присоединилась к Москве. Слова Хмельницкого могу и я теперь сказать: «Буде, что буде, а буде то, что Бог даст». Мы будем молиться за архимандрита Арсения.
– Тогда благословите, батюшка.
– Бог благословит.
И профессор отправился в Крым. Сегодня возвращается радостный.
– Были у архимандрита? – спрашиваю.
– Был, – отвечает он.
– Ну, что?
– Да все очень хорошо устроилось. Архимандрит Арсений был поражен вашими словами и задумался. Долго длилось молчание. Наконец, он сказал: «Отец Варсонофий прав, я заблуждался». – «Так вы, ваше высокопреподобие, отрекаетесь от еретика?» – «Отрекаюсь». – «И можно написать в Синод?» – «Пишите». Итак, с его разрешения я послал донесение в Синод вместе с отречением архимандрита Арсения; в Сочельник собственноручно сдал на почту и квитанцию имею. Слава Богу! Теперь, по крайней мере, люди будут знать, с кем имеют дело: их братец Иванушка не православный человек, а еретик, которого надо остерегаться.
Святая церковь говорит: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10). Но как относиться к еретику? С любовию молясь о них Богу, но общения иметь с ними не должно, чтобы не заразиться от них.
Мне вспоминается один случай. Не так давно по неисповедимым путям Божиим я попал в Манчжурию в качестве духовника при тамбовском отряде Красного Креста . Ежедневно привозили множество раненых, и я, как Господь помогал, утешал, а умирающих соединял со Христом Причащением Св. Таин. Часто случалось: пойдешь к какому-нибудь больному, – у кого живот пробит и вырваны куски кишок, у кого рука или нога раздроблены, – подойдешь к нему, а он страдает не столько от боли, сколько от воспоминаний о родной семье. У него и жена, и маленькие ребятки, которые ждут возвращения своего тяти, а тятя лежит в госпитале с неисцельной раной. Надо иметь каменное сердце, чтобы пройти мимо такого страдальца.
Однажды пришел я в госпиталь и вижу – пришел новый вагон с 250 ранеными; лежат они вместе, рядами, только одна кровать стоит далеко от других, лежит на ней больной и тяжело стонет. Спрашиваю я сестреночку:
– Что это за больной?
– Он неизлечим, к утру, наверное, умрет.
– Ах, Господи, нужно его приобщить, приготовьте все, я сейчас приду с Дарами.
В это время ко мне подбежал доктор со словами:
– Не подходите к этому больному, его нельзя причащать!
– Как нельзя? А душа? Надо ее утешить!
– Он белен страшно заразной болезнью – японской чумой. Если вы к нему подойдете, непременно заразитесь.
– Но вы же подходите!
– Мы принимает все меры предосторожности, одеваем на руки длинные перчатки, пропитанные дезинфицирующими средствами, рот также закрываем, чтобы не встретиться с дыханием больного. Мы все сделали, что велела нам совесть, но вы к нему не подходите, он в безсознательном состоянии, и хотя я не священник, но знаю, что таких нельзя исповедывать и причащать.
Действительно, доктор был прав: исповедывать и причащать человека, находящегося без сознания, невозможно. К утру больной умер: хоронили его с большими предосторожностями.
Этот случай сходен с тем, что происходит в духовной жизни. Еретики – это тяжко больные, вступать с ними в беседу могут только люди, облеченные «во вся оружия», например, пастыри Церкви; благодать, почивающая на них, спасет их от заразы, но опасно подходить к ним обыкновенным людям – они легко заразятся и могут погибнуть навеки.
В настоящее время всякие вредные учения целой рекой разлились по нашему отечеству: такие безбожные книги , как Ренан, Ницше, печатаются во множестве экземпляров; читают их православные люди и гибнут. Помню, однажды, когда я был еще в миру, один знакомый священник принес мне книгу Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», переведенную с английского известным Лопухиным . Издание прекрасное: толстая кнга со мнигими гравюрами, ценою в 8 рублей. «Некогда мне теперь читать, – сказал батюшка, – у меня исповедники, а вот вы прочтите, пожалуйста, и скажите свое мнение о ней». Взял я книгу, смотрю на оглавление. Нашел статью «О злых духах» и стал читать. Чуть ли ни с первых же слов меня поразило такое объяснение, будто евреи, находясь в плену у языческих народов (в Вавилоне) заимствовали у них сказание о каких-то злых духах, и это сказание вошло в Ветхий Завет, а затем перешло и в Новый. Удивительная ересь, ниспровергающая все Евангелие. Дальше я и читать не стал, а отослал книгу обратно, написав о ней свое мнение. Батюшка же вернул ее Лопухину, который, наверное, был этим смущен. В последующих изданиях книги место это было выпущено. На меня Фаррар произвел такое впечатление, как бы если в стакан 25-рублевого вина влить одну капельку яда, кажется, вкус не изменился бы, а ведь если человек выпьет такое вино, то умрет. А между тем, такие книги, как Фаррар, имеют огромное распространение, книги же богодухновенные оставлены, и почти никто их не читает, а они имеют такое важное значение для человека.
Например, чтение Житий святых. Когда мы их читаем, хотя бы житие св. вмчц. Екатерины , то святая начинает молиться за такого человека пред престолом Божиим, а молитва святых, конечно, немаловажна. Может быть, какая-нибудь душа была на краю погибели, но читая Жития святых, она привлекла их молитву за себя и была спасена. Приобретите эти книги: они уж не так дорого стоят, на другие и больше выходит, а благодаря чтению их мы приобретаем огромную пользу.
У нас неправильное понятие о святых. Мы представляем себе, что они на небе у престола Божия блаженствуют, мы же на земле копаемся в грязи, где им нас услышать. Неправда это, святые близки к нам, когда мы их призываем, и всегда готовы помочь нам. Некоторые еретики отвергают заступничество святых и даже Матери Божией – жалкие эти люди, находящиеся в безпомощном состоянии. Если и на земле не всякий полезет к царю, а станет просить людей, близко к нему стоящих, походатайствовать за себя, то тем более человеку – грешнику, как надеяться, что его недостойная молитва будет услышана Богом. Грехи наши и беззакония стоят высокой каменной стеной между нами и Богом, святые же, особенно Матерь Божия, имеют великое дерзновение перед Богом. В одной церковной песни, обращенной к Богородице, говорится: «...надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед» , – истинно, надеющиеся на Богоматерь, посрамлены не будут. Она вымолит им прощение у Господа, Сына Своего.
Был один человек, ведущий нечестивую жизнь. Хотя часто давал он обещание удерживаться от грехов, но бывало, после обещания падал еще глубже. При всех своих беззакониях, он имел горячую веру в заступничество Божией Матери и всегда со слезами Ей молился. И вот, несмотря на грехи, он был спасен .
Лютеране не признают святых, так как Лютер запретил им это, и через это они лишаются их покровительства. Я знал много лютеран с прекрасною душой, великодушных, самоотверженных, но спаслись ли они, Бог весть, так как находились вне покрова Царицы Небесной. Но как дошел до этого Лютер? Он, бывший прежде католическим монахом, восстал против злоупотребления пап, против индульгенций, непогрешимости и т.д. Все это хорошо, но указав на заблуждение католической церкви, он все начал перестраивать по-своему и впал в еще большие грехи. Католики чтят святых, и хотя у них появилось еще много новых якобы угодников Божиих, которых наша церковь не признает, но все-таки они прибегают к покрову Богородицы, а Лютер часть человечества лишил этого покрова. Враг больше всего старается сделать людей безпомощными, отвести их от небесного руководства и заставить прибегать к его злой силе для вечной погибели.
Уже давно люди для излечивания болезней обращаются к бабкам, которые заговаривают всякие недуги. Случается иной раз, человек заявляет, что ни один доктор помочь не мог, а бабка вылечила. Каким же образом? А она прочла молитву, какие-то заклинания, и болезнь прошла. Но, присматриваясь к этой женщине, легко заметить, что она далеко не религиозная, и в церковь-то ходит раз в год, да и то лишь для того, чтобы не обращать на себя внимания. Иногда прямо кощунствует и жизнь ведет далеко не безупречную. Но кто же тогда помогает излечивать болезни? Очевидно, бесы. Хотя она и творит молитву, но только для виду, такой молитвы враг нисколько не боится: он и сам, искушая Бога , приводил слова из Св. Писания: Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих. На руках возмут Тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою... (Пс. 90, 11–12). Слово Божие о подобной внешней молитве говорит: И молитва его да будет в грех (Пс. 108, 7).
В книге Деяний Святых апостол есть такой рассказ (Деян. 19, 13–20).
Однажды, некоторые иудейские заклинатели захотели изгонять злых духов, как изгонял их св. апостол Павел, и сказали бесноватому: Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует (Деян. 19, 13). Но злой дух ответил: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? (Деян. 19, 15) – и бросившись, избил их так, что они едва убежали. Вот и призывание имени Божия им не помогло и не устрашило врага.
В 1881 году, или даже раньше, когда спиритизм еще только поднимал голову, мне пришлось прочесть следующее.
В Париже впервые высокопоставленными лицами начали устраиваться спиритические сеансы. На них присутствовали многие из русской аристократии. Для доказательства того, что силы, действующие здесь, не противны воле Божией, занимались спиритизмом в храме Notre Dame de Paris. На престол была положена чистая бумага, а на ней карандаш. Вдруг раздался страшный треск в главном куполе, карандаш поднялся сам собою и начал писать. Когда посмотрели, то оказалось написано: «Я верю во Христа», но не прибавлено «пришедшего во плоти». Злой дух особенно стремится отвлечь людей от Бога, но делает это удивительно хитро. Если бы он сразу написал что-либо против Господа, то перестали бы с ним сноситься, здесь же все были вовлечены в обман, и из Парижа спиритизм стал распространяться повсюду; так и у нас в России стало огромное число его последователей.
Прочтя об этом, как было написано, новом открытии, подивился я легкомыслию людей, так легко подпадающих под власть врага, который всю свою злую деятельность направляет к тому, чтобы погубить человека. Борется он с людьми и во сне и наяву; так, смущает душу разными сновидениями. Например, то показывает во сне адские мучения, желая навести страх и уныние, то, наоборот, представляет, что человек блаженствует в раю с ангелами и всеми святыми, стремясь возбудить в нем духовную гордость. Я, вообще, против веры в сновидения, потому что, веря снам, легко подпасть козням врагам, но бывают сны и благодатные. Они отличаются от обыкновенных снов тем, что никогда не забываются, а как вылитые из стали, стоят перед человеком.
Когда я был еще в миру, то знал одного инока из Раифской Пустыни, который рассказал мне три замечательные сна, виденные им в разное время и исполнившиеся с удивительной точностью.
«Однажды, – говорил он, – когда я был еще мирянином, купцом, ехал я по лесу и был застигнут грозою. Небо было все обложено свинцовыми тучами, раздавались ужасающие раскаты грома, каждую минуту надо было ждать проливного дождя. (Не думал я тогда, что эта гроза будет иметь значение для всей моей последующей жизни). Лошадка моя тряслась от страха. Я отпряг ее, привязал к дереву, бросил свежей травки, а сам, чтобы укрыться от дождя, забился под опрокинутую повозку. Когда гроза прошла и дождь перестал, я вылез было из своего убежища, хотел запрячь лошадь и отправиться в путь, но, не знаю почему, вдруг почувствовал усталость и желание еще отдохнуть. Я лег на старое место и моментально заснул. Вижу во сне необозримое поле, на нем возвышается конусообразная гора, а на вершине ее стоят три Старца; от них с горы спускается большой свиток, на котором написано: «В таком-то году и месяце посвящен в иеродиакона». Я проснулся и недоумевал, что бы мог означать этот сон? Приехав домой, рассказал его жене, она засмеялась: «Хоть бы прямо в диакона, а то в иеродиакона, да разве ты монах?» Дети тоже улыбаются. Затем рассказал его своему духовнику, тот задумался: «Не сумею объяснить ваш сон, но думаю, что он будет иметь для вас значение, хорошо, что вы его записали».
С тех пор прошло 30 лет, и много воды утекло за это время. Жизнь моя совершенно изменилась. Во-первых, я потерял жену, с которой так счастливо прожил столько лет, дети же все были пристроены. Желая развлечься, так как я очень скучал по жене, поехал я путешествовать и остановился в Казани. Раз вижу сон, будто нахожусь в каком-то величественном храме огромных размеров. Множество белоризцев совершают богослужение, и вдруг среди них моя жена в белых священнических ризах. Хотя во сне обыкновенно ничему не удивляются, но здесь я удивился, как это моя жена попала в священники. Конечно, это имело духовное значение: она вела святую жизнь, мне, как мужу, было это известно. Я обошел весь храм и запомнил его расположение. Через несколько времени мне совершенно случайно пришло на мысль побывать в Раифской Пустыни. Когда и туда приехал и вошел в храм, то поразился, что это тот, который я видел во сне, только в миниатюре. Я подошел к одному иноку с вопросом: «А здесь есть арка и такой-то придел?» – «Да, есть, – ответил инок, – вы, верно, уже бывали в нашем храме?» – «Нет, – ответил я, – мне хотелось бы повидать игумена». Познакомясь с игуменом, я рассказал ему все, а он посоветовал поступить в монастырь. Я как-то сразу легко согласился. Обещал внести вклад. «Деньги неважны, а только бы душа ваша была спасена; конечно, могу принять и деньги, для обители они нужны». Итак, скоро поступил я в монастырь. Когда наступил год и число, предсказанные во сне, то, действительно, меня посвятили в иеродиакона. Конечно, игумен знал о моем сне, но я мог бы и умереть, не дожив до этого дня. Значит, сон действительно был благодатный.
После я был посвящен и иеромонахи, и вот снова вижу замечательный сон. Снилось мне, будто я нахожусь в каком-то шумном городе и стремлюсь уйти из него. Бегу по улицам и переулкам, а за мной гонятся, и я слышу крики: «Удержите, не отпускайте его». Я бегу еще быстрее, но вдруг мой путь пересекает огромная баррикада. Я прихожу в ужас, думая, что погиб окончательно, но какая-то неведомая благодатная сила переносит меня через баррикаду, и я бегу далее и вижу – у берега моря стоит корабль, уже готовый к отплытию. Только я успел вскочить, как корабль снялся с якоря, и мы поплыли. Чувствуя себя теперь в безопасности, я вышел на палубу и увидел, что город, из которого я бежал, весь объят пламенем и дымом. «Что это за город? – спрашиваю я у стоящих на палубе людей, – и куда мы едем?» – «Это град страстей, от которых ты убежал не своею силою, а с помощью Божественной благодати; едем же мы в страну, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная .» Вот мы, наконец, доехали, и находящиеся на корабле стали выходить на берег. Их радостно встречали люди, облеченные в белые одежды. Вышел было и я, но мне велели вернуться обратно на корабль: «Теперь еще не твоя очередь, – сказали мне белоризцы, – сначала придет к нам инок Иоанн, потом Андрей, далее еще один, а ты будешь четвертый». Я сел опять на корабль и проснулся. Вскоре в нашем монастыре заболел монах Иоанн и скончался, затем смертельно заболел инок Андрей, и я твердо верю, что после его смерти и еще одного монаха придет и моя очередь».
Может быть, он жив и доныне, только я уехал из Казани, поступив в Оптину Пустынь, и больше его не видал.
Вот видите, Господь возвестил посредством сновидений судьбу инока, но это случай исключительный, редкий. Нам же, грешным людям, не следует придавать значение снам, а во всем полагаться на волю Божию, ведущую нас ко спасению.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .